Информационно-методический центр Петродворцового района Санкт-Петербурга
Фото ИМЦ

Год русского языка

Статистика сайта:

Бесплатный хостинг
по тарифному плану
«Социальный»
предоставлен
Компанией «Агава»


Версия для слабовидящих -
изменение размера шрифта

События

Педагогическая ассамблея 2005
Год Д.С. Лихачева 2006
Год русского языка 2007
Образовательный Форум 2010
Год учителя
2010
300 лет Лавре 2013

Год русского языка

29 декабря 2006 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ «О проведении Года русского языка». В тексте Указа говорится:

Учитывая важную роль русского языка в укреплении российской государственности, дружбы и сотрудничества между народами, в развитии отечественной культуры, науки и образования, постановляю:

  1. Принять предложение Министерства иностранных дел Российской Федерации о проведении в 2007 году Года русского языка.
  2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:
  • образовать организационный комитет по проведению Года русского языка и утвердить его состав
  • утвердить план основных мероприятий по проведению Года русского языка, предусмотрев в нем мероприятия в области культуры, науки и образования, с указанием объемов и источников их финансирования.
  1. Министерству иностранных дел Российской Федерации проинформировать ЮНЕСКО и заинтересованные международные организации о проведении в 2007 году Года русского языка.
  2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого Года русского языка.
  3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

1 сентября 2007 г. во всех классах общеобразовательных школ Санкт-Петербурга будет проводиться урок о русском языке во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О проведении Года русского языка». Кабинетом русской словесности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования разработаны Методические рекомендации к уроку о русском языке.

Методические рекомендации «О проведении Года русского языка»

Урок о русском языке проводится в рамках мероприятий, запланированных во исполнение Указа Президента Российской Федерации о проведении в 2007 году Года русского языка.

Следует подчеркнуть, что урок о русском языке, о котором идет речь, нельзя заменять уроком русского языка и что провести данный урок могут не только учителя словесности, но и учителя любого другого предмета, классные руководители, воспитатели, что объясняется особенностями самой языковой политики, тем, что вопрос о статусе русского языка является вопросом государственной важности.

К примеру, учитель истории в качестве содержания урока о русском языке может взять вопросы происхождения славянской письменности, роли государства в сохранении языка, особенностях языковой политики на разных этапах Российской государственности; учитель географии – вопросы распространения русского языка на территории России и в общемировом пространстве; учителя предметов математического и естественно-научного циклов – вопросы о русском языке как языке науки; учителя изобразительного искусства – особенности русской графики и т.д.

Готовясь к проведению урока о русском языке, учитель должен иметь в виду следующее. Необходимость планомерной работы по осмыслению роли русского языка, которая определяется целым рядом особенностей функционирования русского языка в современном мировом пространстве и современном российском обществе.

Русский язык по-прежнему представляет собой не имеющее аналогов средство общения на огромных территориях, включающих как Европу, так и Азию. Он является государственным языком России, статус русского языка в Российской Федерации определен Законом РФ о русском языке.

Ведущая роль русского языка в Российской Федерации определяется его социальными функциями – это язык межнационального общения и консолидации народов России, родной язык более 80 % ее граждан.

Вместе с тем наблюдаются тревожные тенденции, которые, прежде всего, касаются отношения к русскому языку: падает интерес к изучению русского языка и русской литературы, происходит деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, сужение сферы использования, снижение речевой культуры населения. Результаты объективных форм проверок знаний учащихся говорят о снижении функциональной и практической грамотности. Необходимо иметь в виду, определяя цели изучения родного языка, что «язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средством хранения и усвоения знаний; частью национально-духовной культуры, основной формой проявления национального и личностного самосознания».

Государство осуществляет заботу о сохранении русского языка: работает Совет по русскому языку при Правительстве РФ, с июня 2005 года вошел в действие Закон о русском языке, разработана и действует Федеральная целевая программа «Русский язык», 2007 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом русского языка.

Однако забота об отношении к русскому языку как общенациональной ценности – дело каждого гражданина, тем более образовательные учреждения не должны остаться вне этой работы. Цели обучения русскому языку и русской литературе в школе ориентированы на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; укрепление исторической преемственности поколений; сохранение и развитие языкового богатства, литературы и культуры России. Эти цели должны быть ясны родителям, обществу, направлены на результат, достигаемый совместными усилиями. Чрезвычайно важным является формирование общественного мнения относительно роли русского языка, истоки этой работы должны находиться, и это не подлежит сомнению, в школе.

Вышесказанным обусловлены цель и задачи уроков о русском языке, которые будут проведены в школе в первый день нового учебного года.

Цель уроков о русском языке:

Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности, сохранению реализации воспитательных возможностей предмета «Русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащегося, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к национальной отечественной культуре.

Задачи:

  • Начать проведением урока о русском языке ряд последовательных мероприятий, направленных на формирование отношения к русскому языку как общенациональной ценности.
  • Способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации.
  • Указать на государственный уровень важности заботы о сохранении русского языка.
  • Указать на то, какие меры принимаются государством для сохранения русского языка как общенациональной ценности.
  • Объяснить причины внимания государства и Президента России к вопросам функционирования и сохранения русского языка.
  • Показать разные уровни функционирования русского языка: как мирового языка, как языка народов, населяющих Россию, как государственного языка, как родного языка.
  • Вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка.

Возможные темы уроков о русском языке:

  • Создание Славянской азбуки.
  • Указ Екатерины II о введении преподавания в учебных заведениях России на природном языке, его роль и значение.
  • Русский язык как язык науки.
  • Русский язык – язык русской культуры.
  • Русский язык – язык образования.
  • Что значат «речь правильная» и «речь хорошая».
  • Словари – наши друзья и помощники.
  • «Вселенная в алфавитном порядке».
  • А.С. Пушкин и его роль в развитии русского литературного языка.
  • «Образ мира, в слове явленный» (язык русской поэзии).
  • Что такое культура речи.
  • Русские летописи.
  • Особенности русской графики.
  • Знаменитые русские лингвисты.
  • Что такое реформы языка?
  • Жизнь слова.
  • Русский язык как государственный язык, русский язык как родной.
  • Лингвистическая география.
  • Что такое диалекты?
  • Диалекты и литературный язык.
  • Что такое развитие языка?
  • Роль этимологии в изучении языка.
  • Язык как средство общения.
  • В языке народа отражается его душа, характер, как в языке человека – его душа и характер.
  • Русский язык – один из развитых языков мира.
  • Языковая толерантность.

При подготовке уроков о русском языке следует учесть возрастные особенности учащихся.

Общая идея уроков о русском языке по различным параллелям классов может быть следующей:

  • 1-2 классы: Семья. Род. Родина. Родной язык.
  • 3-4 классы: Загадки русского языка. Почему мы так говорим.
  • 5 класс: Значение родного языка в жизни человека.
  • 6 класс: Русский язык – один из развитых языков мира.
  • 7 класс: Русский язык как развивающееся явление.
  • 8 класс: Функции русского языка в современном мире.
  • 9 класс: Культура речи человека и общества.
  • 10 класс: Государственная политика в области русского языка. Языковая толерантность.
  • 11 класс: Международное значение русского языка. Русский язык – один из языков ООН.

Форма урока о русском языке выбирается учителем: это может быть беседа, урок-исследование, диспут; урок с включением инновационных форм педагогического взаимодействия (мастерской, проектной деятельности, чтения и письма для развития критического мышления), урок-концерт, театрализованный урок – в выборе формы урока следует исходить из возможностей учителя и возможностей образовательного учреждения. При выборе формы урока следует исходить из планируемого результата: понимания необходимости ответственного отношения к русскому (родному и государственному) языку.

Индивидуальную консультационную помощь учитель может получить в кабинете русской словесности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования согласно расписанию работы кабинета: понедельник, вторник, среда, пятница 15.00 – 18.00, а также у районных методистов по русскому языку.

Нормативные документы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон о русском языке
  3. Федеральная целевая программа «Русский язык 2006 – 2010»
  4. Указ Президента Российской Федерации о проведении в 2007 году Года русского языка

Рекомендуемая литература:

  1. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: «Logos», 2006
  2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб: «Тускарора», 1999
  3. Мокиенко В.М. Почему так говорят? От авося до ятя. СПб: «Норинт», 2003
  4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: «Просвещение», 1987
  5. Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. Наследие пращуров. М.: «Просвещение», 1993
  6. Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практический курс. СПб.: СМИО Пресс, 2006